» » «Путем винодельческой державы». Интервью гендиректора «Массандры» Янины Павленко Crimea Holiday

«Путем винодельческой державы». Интервью гендиректора «Массандры» Янины Павленко Crimea Holiday

«Путем винодельческой державы». Интервью гендиректора «Массандры» Янины Павленко Crimea Holiday

Последние три года ФГУП «ПАО Массандра» активно обновляется в разных сферах своей жизни — виноградарстве, виноделии и продвижении продукции на рынке. О новых чертах в облике объединения мы беседуем с Генеральным директором Яниной Павленко.

Янина Петровна, говорят, винзавод высаживает новые виноградники?
Сегодня почти 55 % всех виноградников объединения старше 20 лет. В том числе есть посадки и старше 35 лет – их площадь 276 гектаров. То есть «Массандра» остро нуждается в омоложении, и в наших целях масштабные посадки. С 2014 года заложен 71 гектар молодых виноградников в Судаке, Алуште, Малореченском и Приветном. По сортам – это «каберне», «шардоне», «кокур», «кардинал», «саперави», «бастардо магарачский». Но на первом этапе много сил и средств уходит не на увеличение площади виноградников, а на перезакладку существующих, возраст которых превышает 25 лет. У таких виноградников в силу их физиологического износа ежегодно снижается продуктивность; изреженность, засуха последних лет тоже сказались негативно на их состоянии.
Поэтому сейчас мы активно готовим малопродуктивные виноградники под перезакладку. Но что такое перезакладка? Это не только покупка дорогостоящих саженцев и их посадка, но и поднятие плантажа, установка шпалеры, уход и другие агротехнические мероприятия, требующие больших капиталовложений. 71 гектар молодых виноградников «Массандра» посадила за собственные средства, так как не имела статус сельхозтоваропроизводителя, хотя, как сельхозтоваропроизводитель, имела бы право на серьезные субсидии. Второй момент — не менее важный — это решение вопроса о собственности земли. Мы не имеем права высаживать виноград, пока не оформлены права на землю. Поэтому в этом году мы активно закладываем основу для посадок. Сейчас полным ходом идет кадастровое оформление земель — этот этап прошел в Ялте и Судаке, работы ведутся и в остальных регионах, где есть виноградники. То есть как только мы получим права на землю и статус сельхозтоваропроизведителя, нам будут открыты двери для масштабных посадок. Наша цель — от 150 до 250 гектаров ежегодно.
Когда уже посаженные виноградники смогут дать урожай и какое вино мы от них получим?
В этом году на новых посадках, наших трехлетках, уже завязались первые ягоды, но это пока не полноценный урожай. Молодые виноградники вступают в эксплуатацию на пятый год. То есть ориентировочно через 2 года. Сорта универсальные. Идут как на крепленые вина, так и на сухие.
Скажите, этот новый мощный акцент на сухих — дань европейским традициям или окончание мифа о том, что Южнобережные терруары дают виноград только для десертных и крепленых вин? Неужели наши портвейны, мадера, херес и кагор теперь навсегда «уходящая натура»?
Слепо копировать европейские традиции – в принципе не в крови крымских виноделов. Все мы – дети великого основоположника виноделия на полуострове, основателя «Массандры» Льва Сергеевича Голицына. Я очень люблю его фразу: «Перенос культуры какой-нибудь заграничной местности во все виноградники России — это петушьи ножки всмятку». Изучать европейский опыт – это одно, но слепо копировать – не наш путь. Работа над сухими винами – это не мощный акцент. Это всего лишь один из векторов развития «Массандры». На современном рынке настольно востребованы сухие вина, что игнорировать спрос мы просто не имеем права. От нас действительно ждут сухих шедевров. Тем более, что Крым – это курортная зона, летом к нам приезжают миллионы туристов, а какое вино в первую очередь востребовано в такую жару, какая выдалась в этом году? Конечно, сухое. Но это абсолютно не значит, что работа над сухим вином ведется в ущерб классической, легендарной линейки крепленых вин.
Вы наверняка знаете, что после воссоединения Крыма с Россией наши знаменитейшие вина, которые завоевали медали международных конкурсов, оказались в категории «винных напитков». Настоящие шедевры XIX-XX веков просто не вписались в правила, написанные в XXI веке. И мы много раз слышали мнение, что должны оставить борьбу и начать крепить вино не этиловым, а виноградным спиртом. Но что это значит? Поменять рецептуру и, разумеется, само вино. Мы не пошли этим путем. Мы просто не имеем права перечеркнуть дело Голицына, его знаменитых учеников. Наша задача – и в этом нас поддержало Управление делами Президента России, оказав мощнейшую поддержку – сохранить наследие. И мы были услышаны депутатами Госдумы. В итоге два года работы привели к тому, что «Массандра» вернула своей продукции статус вина. Поэтому сохранить уникальное производство, завещанное предыдущими поколениями виноделов «Массандры» — это второй вектор развития предприятие. И не просто сохранить. Мы возрождаем марки. В минувший сезон виноделия, например, директор филиала «Малореченское», винодел с богатейшим опытом работы Сергей Владимирович Задорожный возродил вино «Церковное Удельного Ведомства». Вино уникальное — оно создано специально для причастия без крепления спиртом. Такое вино заводом производилось в начале прошлого столетия, несколько бутылок 1902 года урожая хранятся в энотеке «Массандры». То есть ни о каких «уходящих натурах» не может быть и речи — как минимум мы должны сохранить и передать потомкам то, что нам досталось в наследство. Но в идеале — еще и приумножить.
Вот в свете приумножения наследства хотелось бы узнать о массандровских винах из аборигенных сортов.
Производство вина из автохтонных сортов — очень перспективное направление. Это исконно крымские сорта, поэтому вином из них мы можем удивить. Я вам приведу такой пример: можно построить в Крыму копии Эйфелевой башни или египетских пирамид, но туристы все равно поедут во Францию и Египет, чтобы посмотреть эти объекты. За чем едут в Крым? За новыми впечатлениями. Так вот вино может стать одним из них! Да, мы работали и будем работать с известными европейскими сортами. Но у нас есть возможность предложить ценителям «Массандры» еще и нечто новое – уникальное вино, которое даже невозможно ни с чем сравнить. И у нас уже есть серьезные наработки. В этом году, к примеру, на Егоровской дегустации, в ходе которой традиционно оценивается качество не только коллекционного вина, но и линейки молодых вин, приглашенным экспертам — винным критикам, сомелье — мы предложили наши гурзуфские образцы 2016 года. Наибольший интерес вызвали «Кокур» и «Сары Пандас». Это вино из автохтонных сортов. Наши гости сошлись во мнении, что эти работы - ответ тем скептикам, которые говорят, что «Массандра» — зона исключительно десертного виноделия. Тонкие сухие вина высочайшего качества, безусловно, можно делать на южнобережной земле. А автохтонные сорта — наша изюминка.
Поэтому в этом направлении ведется серьезная работа. К примеру, мы уже начали обновлять посадки «кокура», а в этом году в питомник передали на прививку черенки аборигенной «кефесии». Я надеюсь, в следующем году у нас появится поле «кефесии» в три гектара.

И статус «вина с защищенным географическим указанием» в этом смысле — важное достижение для вин и из классических европейских, и из аборигенных сортов.
Выдача лицензий на производство вина с защищенным географическим указанием — это один из серьезнейших шагов государства, которое движется по пути возрождения виноградно-винодельческой отрасли и поддерживает предприятия, которые производят вино из собственного винограда. Ведь что означает надпись на этикетке «Вино России»? Ровным счетом ничего. Можно закупить дешевый импортный виноматериал, разлить его на территории Российской Федерации, сделать такую надпись на этикетке и продать. Это очень выгодно экономически – не нужно вкладывать в виноградники, в переработку. Но это путь, простите за грубость, страны-разливайки, а не винодельческой державы. Поэтому выдача лицензий на производство вин с ЗГУ, а также ряд преференций, которые государством предоставляются производителям данной продукции – это шаги в нужном направлении. Ведь для того, чтобы получить лицензию на производство вина с ЗГУ, нужно приготовить его из своего винограда, производство и розлив осуществить также в пределах географического объекта, а это равно границам географического субъекта Российской Федерации. В нашем случае — Крыма. Мы гордимся, что «Массандра» первым из российских предприятий получила данную лицензию. Сегодня практически вся продукция завода выпускается как вино с ЗГУ.
В этом году начат выпуск шампанского по методу Шарма, есть ли отзывы об этих винах?
Действительно, первое игристое «Массандры» в этом году сошло с конвейера ГУП «Севастопольский винодельческий завод» - виноделы наших предприятий начали совместную работу еще в августе 2016 года. Игристое, как и все остальное вино «Массандры», приготовлено из нашего собственного винограда - «мускат розовый», тот же автохтонный «кокур». Есть замечательная поговорка - «покупатели голосуют кошельком». Игристое пользуется большим спросом. Оно не только представлено в 600 магазинах полуострова, поставки активно идут на материк: Москва, Петербург, Смоленск, Тула, Иваново, Ростов, Камчатка, Курск, Омск, Барнаул, Орел, Белгород — это неполный список. В третьей декаде сентября мы планируем выпуск еще двух позиций игристого - «Кокур сортовой» и «Мускат розовый».
В эно- гастрономическом мире популярность набирают гиперлокальные продукты, как на такой вызов отвечает «Массандра»?
В России очень много объектов, которые можно назвать музеями под открытым небом. «Массандра» — один из них. Наш главный «экспонат» — это виноградники, которые тянутся на 180 километров от Фороса до Судака. Это визитная карточка Крыма, удивительно красивейшие ландшафты. А ещё — это кровеносная система уникального производства, ведь «Массандра», повторюсь, готовит вино исключительно из своего винограда. Вдоль южного и южно-восточного побережья расположены и наши филиалы, где идет его переработка — у каждого своя история, некоторые из хозяйств старше самой «Массандры» и, разумеется, им есть что показать и рассказать. На сегодня экскурсии и дегустации проводят филиалы «Гурзуф», «Алушта», «Таврида», «Морское», «Судак», а также дегустационный зал в Алупке. На официальном сайте завода, massandra.su, опубликованы их адреса, а также контакты для получения дополнительной информации.
И все-таки большинство туристов, которые едут в «Массандру», хотят своими глазами увидеть наш «винодельческий Эрмитаж» — так называют уникальную коллекцию вин из миллиона бутылок, которая находится на головном заводе. Поэтому каждый год мы стараемся разнообразить программу. Буквально в начале августа запустили уникальное мероприятие — МузыКагорИМуската, в ходе которого знакомим крымчан и гостей полуострова с шедеврами великих композиторов и великих виноделов. Потрясающее по атмосфере мероприятие — дегустации проходят на исторической площади, под открытым небом. Мы представляем пять образцов легендарных классических мускатов и новое вино, о котором я уже говорила — «Церковное Удельного Ведомства».
К середине августа мы подготовили еще два новых винных тура — это «Клуб любителей хереса» и «Четыре облика мадеры». Кстати, мадерный тур мы приурочили к юбилейной дате — в этом году исполняется 125-летие старейшей мадеры, которая хранится в энотеке «Массандры». И у нас есть все основания полагать, что это не просто старейшая мадера завода, это старейшая бутылка отечественной мадеры, сохранившаяся до наших дней.
Однако в «Массандре» есть мероприятия, на которые приглашают участников не в бархатных перчатках. Слышал, вы зовёте помощников на сбор урожая?
Такая идея — принимать трудовых туристов — появилась в прошлом году. Собственно, у нас родилось предложение после того, как появился спрос. Несколько сомелье из Санкт-Петербурга и Москвы в минувший сезон виноделия отработали на наших винодельнях. В чем главный смысл нашего предложения: я глубоко убеждена, что невозможно стать виноделом только сидя за партой. К реальным знаниям и опыту можно дойти только в резиновых сапогах, отработав на настоящей винодельне. Поэтому в этом году мы пригласили студентов-виноделов, а кроме этого — сомелье, винных блогеров, то есть представителей всех профессий так или иначе связанных с виноделием и вином, на работу в Гурзуф.
Что касается уборки винограда, привлечение сезонных рабочих — это традиция, которая существует много десятилетий. Штат предприятия, который и так солидный (это 2,5 тысячи человек), увеличивается почти до трёх с половиной тысяч. В уборке винограда в начале августа сначала участвуют только сотрудники предприятия, наши виноградари, а к середине-концу месяца привлекаются дополнительные силы. Сезон обычно длится до начала ноября. Кроме жителей центральных и северных районов Крыма (Советский, Раздольненский, Симферопольский, Джанкойский) к нам приезжают жители Краснодарского края, Кемеровской области, Ставрополя, самые большие трудовые бригады — из Дагестана. Бригадир проводит инструктаж и краткий курс обучения на рабочем месте, выдает спецобувь, спецодежду, инвентарь и — за работу!
Единственное, отмечу: и сбор винограда, и его переработка — это не отдых и не развлечение. Это, прежде всего, большой труд. Но таким образом каждый желающий сможет стать частью массандровской команды и приложить руку к созданию знаменитых вин, которые более века делают славу «Массандре», Крыму и России. А нашу Родину, я в этом глубоко убеждена, ждет слава великой винодельческой державы.
Назад